25 июня, 2017

Слухи и реальность с очисткой канализационных стоков города Орёл пока разошлись.

Автор: Владимир Браташов

25.06.2017.  Воскресенье. Тележурналисты приехали в девять утра. Пошёл мелкий дождь, и они быстро сделали нужные  съёмки, задали несколько вопросов и уехали, а мы с Денисом Свиридовым, работником областной охотинспекции, управления экологической безопасности и природных ресурсов области, остались. По его мнению удобных мест для вытаскивания лодки перед плотиной нет, за плотиной тоже. Надо перевозить лодку на машине. Решили, я пойду на лодке к плотине, а он поедет туда. До плотины три километра. Прогноз сбылся, пришлось вытаскивать лодку раньше, метров за пятьсот. Удобное место для спуска нашли только через километр после плотины. Это городская улица с частной застройкой, там расположен гидрологический пост. Подошедший мужчина пояснил, что регулярно приезжают работники и в будке снимают какие то показания, а по отметкам по склону определяют уровень воды. В половодье бывает, что вода поднимается почти до улицы.  (ф-3264-66, 68,70-72)

Мы попрощались с Денисом, и я продолжил сплав. Следует отметить, что без его помощи мне пришлось бы сложно. А, в общем, обращает на себя внимание заинтересованность руководителя управления и сотрудников в сотрудничестве. Они воспринимают мою деятельность, как источник дополнительной информации с мест. После моей публикации о свалке мусора на берегу пруда, стали просить у меня её координаты, для начала работы с поселковой администрацией по её ликвидации, просили сообщать оперативно о нарушениях, которые можно быстро устранить, а системные осмысливать.

В реке много водорослей, на берегу и в воде рыбаки, глубина 1-1,5 метров. Через восемьсот метров большой бетонный мост. Поход под мостом забит ветками, справа из воды торчат остатки металлического шпунта, опасного для лодок. На обустроенных площадках для рыбалки мусор. Ну, слава богу, а я уж подумал, что Орёл чем то отличается. Нет, есть такие - же «поросята», как и везде. Забрать мусор и унести, или увести, его домой им не под силу.

Через один километр от моста слева удобный подъезд к реке и для спуска лодки, перекат, пляж. По берегам завалы из леса, Редкий случай, когда с реки видно поселение, это Плющеево. Между Плющеево и Пашково коридор трубопроводов, перекат. На берегу пожилой мужчина с двумя удочками и первая металлическая лодка. В северной части деревни Пашково перекат, слева подъезд к берегу. Металлический мост в деревне Тайное вполне проходим для лодки, мелко, перекат. (ф-73,75,76,78-80,83.84.86, 90,93,96,97,98,3302)

За мостом дорога идёт прямо по берегу, удобный подъезд, но мелко, на мелях трава. Четверо детей от 6-13 лет играют. Дети наперебой, путаясь, рассказывают всё о деревне. Школы нет, возят в другую деревню. О реке ничего не знают (Старшая девочка закончила седьмой класс.) Взрослые работают в каком-то Российско-германском сельхозпредприятии предприятии. Зарплата механизатора 60 тысяч рублей, у уборщицы восемь, охранника 10-15 тысяч. Не очень много знаний, но общее представление, чем живут взрослые, есть. (ф-304, 06)

В районе деревни Булановка (правый берег) два пешеходных моста, Дальше на правом берегу большая территория занята дачами (около 700 участков). Пенсионер ловит рыбу,  рассказывает местные легенды о работе канализационных очистных сооружений. Ниже по течению на северной окраине деревни Вязки есть сброс стоков. Иногда, ночью осуществляют сброс без очистки и по кооперативу разноситься запах канализации. Кто-то пытался продать участок, так покупатель, услышав запах в последний момент расторг сделку. Все обеспокоены, когда давали участки под дачи, очистных сооружений не было. (ф-11- 13,15-17,19)

На сбросе очищенных канализационных стоков рыбаки спокойно ловили рыбу. Ни они, ни ниже, никто запахов не слышал. Пена на воде после сброса метров через 200 растворилась. Это меня озадачило. Возможно, запахи идут с иловых карт. Надо посетить очистные сооружения, но сейчас это не возможно. Но то, что существует информационный провал, очевидно. Вспомнил, что я видел в германии и Швеции: руководство очистных сооружений и органы местного самоуправления вели активную разъяснительную работу о состоянии очистки, у входа на очистные подробные схемы, описания и информация о состоянии сооружений и очистки, есть специальные люди, отвечающие за реализацию публичной политики. (ф-3321-24)

Река в основном чистая от водорослей и я спокойно иду под мотором. Пройдя два подвесных моста в районе деревни Ботавина, останавливаюсь, напротив расположенной за железной дорогой деревни Ивановское, на ночлег. Впереди река разделялась на два русла. Редко удаётся найти удобное место для причала, так, чтобы хотя бы четверть лодки можно было вытащить на берег. А сплю я прямо в лодке, выгрузив часть вещей на берег. Хорошая кровать. (ф-25,26,28-30)