2 февраля, 2020

Размышления по поводу конференции в г. Тула: река Ока – путь к оздоровлению?

Автор: Владимир Браташов

Размышления по поводу конференции в г. Тула: река Ока – путь к оздоровлению?

В городе Тула 22 ноября 2019 года состоялся Первый Межрегиональный форум рационального природопользования «Ока – путь к оздоровлению».

В приглашении на форум присланное в Московское областное отделение Русского географического общества департаментом природных ресурсов и охраны окружающей природной среды Тульской области написано много правильных слов, в частности:

- Задачи Форума в 2019 году – дать экспертную оценку факторам, влияющим на состояние реки Ока, выработать согласованную позицию регионов по плану действий к оздоровлению р. Ока.

- Направлен на повышение эффективности реализации мероприятий рационального природопользования в фокусе межотраслевого и межведомственного обсуждения ключевых задач обеспечения экологически благополучной ситуации в Центральной России

- Форум предназначен для представителей органов власти, осуществляющих управление охраной окружающей среды в различных регионах, представителей предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, учёных-экспертов в области экологии.

Я задумался над поездкой, а после звонка и персонального приглашения моего знакомого со времён обследования реки Дон в 2015 году Вадима Баранова – члена общественной палаты Тульской области, руководителя крупной общественной экологической организации, соорганизатора этой конференции, решил ехать - может что-то меняется в этой сфере, надо посмотреть.

Конференция хорошо организована. Приехали руководители бассейнового управления, представители многих областей. После конференции провели заседание бассейнового совета. Докладчики на пленарной сессии говорили правильные и нужные слова, большинству из них искренне веришь. Особенно запомнился доклад представителя экологической прокуратуры: они обнаружили, что где-то на Оке, один местный житель самовольно построил причал и там ставит свою лодку, они завели на него дело и добились принятия судебного решения о его наказании. Всем своим видом, интонацией голоса она показывала, что искренне верит, что это спасёт Оку…

Мою душу начали посещать сомнения и разочарования. Показалось, что выступления большинства докладчиков после вскрытия проблем и высказывания предложений заканчивались примерно таким выражением: «уверен, что объединение усилий власти, науки общественности и бизнеса позволит достичь желаемого результата…». Вспомнил! Это напомнило мне собрания старого, доброго «парт-хоз-актива». (ф- 472, 216)

На пленарных заседаниях, в основном, продолжилось тоже. Мой доклад предпоследний. Я приготовил презентацию: современное состояние р. Ока от истока до устья. По результатам реализации общественного проекта «Экспедиция Великие реки России от истока до устья» в 2017 и 2019 г.г., но начинаю понимать, что в 10 минут не уложусь (хотя многие нарушали регламент) и моя тематика не укладывается в канву и направленность конференции. Решил говорить экспромтом о возникших мыслях, частично используя подготовленную презентацию. Попробую воспроизвести о чём говорил в выступлении. (даты и темы я называл примерные):

Около 55-ти лет я слышу, что с состоянием природной среды у нас не всё нормально… Одно за другим принимались правильные решения:

- В 1960 году и позже принимаются меры по усилению ох­раны водных ресурсов СССР, принимается водное и земельное законодательство.

- В 1971 году Указом Президиума Верховного Совета СССР районные и городские Советы народных депутатов трудящихся наделены дополнитель­ными правами и обязанностями.

- В 1972г. принимаются постановления ЦК КПСС и Совмина "Об усиле­нии охраны природы и улучшении использования природных ресурсов", а в 1978г. "О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улуч­шения использования природных ресурсов".

- В 1988году Постановления ЦК КПСС и Совмина "О коренной перестройке дела охраны природы в стране" и соз­дание Госкомприроды СССР.

- Создание в 1993-м году единой Минэкологии куда вошли все приро­доохранные и природоресурсные министерства на правах Комитетов, за исключением Роскомзема, провалилось.

- В 1994г.  выходит Указ Президента Российской Федерации N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития". В нём одобрены "Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития".

- В 2012 году Указом Президента Российской Федерации утверждена очередная структура правительства. Природоресурсный и экологический блок в нём  представляют:  Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды) с подчинёнными ему службами и агентствами:

  1. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
  2. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
  3. Федеральное агентство водных ресурсов.
  4. Федеральное агентство лесного хозяйства.
  5. Федеральное агентство по недропользованию.

Ура! Казалось бы, что почти все сферы природной среды собраны в одном министерстве и наконец-то будет реализован принцип управления единой природой!

Но опять что-то не срабатывает. На муниципальном уровне полномочия почти все сокращены, специалисты в основном уволены, и вся служба России сегодня напоминает пирамиду, стоящую на одной вершине.

А что же происходит на земле? Речка Богучарка, на которой я вырос в Воронежской области практически исчезла, обширная пойма, на которой косили сено, пасли скот, заболочена. В детстве я до третьего класса бегал босиком, а сейчас во многих местах мусор и битое стекло. (ф-0468,77)

Лет 40 назад, работая в экспедициях, я спокойно пил воду из речек и озёр, а сейчас это опасно. Что-то не так в нашем королевстве…

Посмотрим более системно современное состояние на примере реки Ока:

Символический исток реки Ока находится вблизи деревни Александровка на Юге Орловской области. Территория в районе истока хорошо обустроена. Из родника местные и «дачники» берут воду для питья. В округе сплошные поля и лесополосы. (ф-2800,22)

 

В деревне Александровка пруд начал заиливаться и летом зарастает водорослями, рыба исчезает. Деревня умирающая. Всё заросло лесом, приезжают иногда «дачники», местных жителей осталось 8 человек. Урожайность пшеницы на полях рекордный, до 70 центнеров с гектара, а рыбы в пруду всё меньше и меньше.

Возле деревни Макеево было большое рыбоводное хозяйство, сейчас практически не работает.  (ф-2833, 2969)

 

Плотина у деревни Шахово капитальная. На левом берегу в советское время построено рыбное хозяйство, разводили осетра. Сейчас ничего не работает. У моста в деревне Быстрая мотопомпой заливали в автомашины воду. Воду возят на поля для растворения удобрений и ядохимикатов для обработки полей. Местные жители возмущаются и утверждают, что льют на поля немерено удобрения и ядохимикаты. «Грибы в лесу пропали». Вот она одна из причин исчезновения рыбы и зарастания водоёмов! (ф-3123,54)

На сбросе с очистных сооружений города Орёл видимых признаков загрязнения не видно, очистные работают, но важнейший показатель БПК (биологическое поглощение кислорода)-5 составляет более 10 мг/л., при норме 2мг/л. А районный центр посёлок Отрадинский вообще не имеет очистных сооружений и стоки сбрасывают в пойму на поля фильтрации, после которых на воде заметил плывущую пену.(ф-3322,90)

В городе Белёв очистные сооружения практически не работают и стоки попадают в речку Литивку, от которой разносится устойчивый запах канализации. В деревнях, по берегам местных жителей очень мало, в основном дачники. Идёт вторичная застройка, и новое строительство по берегу Оки. Москвичей ругают. Один из них построил дом без очистных сооружений и стоки из приёмного колодца переливаются в Оку. Рыбы в реке всё меньше, ценная рыба вообще исчезла, воды мало, половодья более десяти лет нет, лёд весной тает на месте, ощущение, что он чем - то пропитан. Появилась какая – то гелеобразная слизь на предметах в воде. В общем, река не здорова. (ф-2507,3613)

В Болховском районе Орловской области фермер в районе своих полей с 2003 года создал уникальный каскад прудов «Кузнецовский». У него там сейчас живой рыбы примерно на 30 миллионов рублей. Но с 2005 года с ним судится экологическая прокуратура, обнаружив формальные нарушения. С переменным успехов прошёл все инстанции. Но даже когда в конце 2017 года Верховный суд поддержал фермера, местная прокуратура пыталась снова подать материалы в местный суд, но суд отказался принимать материалы. Фермер пока работает. (ф-1)

 

Всё это говорит о нездоровой обстановке на водных объектах и в системе управления ими. Исходя из анализа нормативных документов и полученной практики при обследовании рек Дон, Ока, Москва и десяти средних и малых рек на территории одиннадцати областей, можно сделать следующие выводы:

  1. У рек нет реального хозяина.
  2. Надо совершенствовать систему управления водными ресурсами.
  3. Экологическое образование и пропаганда положительных результатов не дают. Везде по берегам валяется бытовой и промышленный мусор.
  4. Предположительно немереное внесение удобрений и ядохимикатов, браконьерство электроудочками уничтожает рыбные запасы в реках и прудах.
  5. Во многих посёлках, малых и средних городах, не работают или работают плохо очистные сооружения. Надо признавать это и принимать государственную программу их реконструкции и строительства.
  6. Пора ставить вопрос об обязательном оборудовании локальными очистными сооружениями современных коттеджей в деревнях по берегам рек.
  7. Не дружественное отношение к предпринимателям, пытающимся разводить рыбу в водоёмах.

Сделали вывод, а что дальше? Будем продолжать рисовать очередные стратегии, национальные проекты, проводить конференции, призывать к «объединению усилий власти, науки общественности и бизнеса для достижения желаемого результата»? Или займёмся решением конкретных проблем?

Если за пол века ситуация только ухудшается, то, очевидно, что надо признать это и попытаться выяснить причину.

Для выяснения причин кризиса, антикризисное управление предполагает рассмотрение трёх вопросов:

  1. Не то и не в то время делаешь.
  2. Не так делаешь.
  3. Не с теми людьми делаешь.

Первое не вызывает сомнения: в ближайшие десятилетия обеспечение чистой водой станет мировой проблемой номер один.

А второе надо рассмотреть:

 В любой социально-экономической, технической, природно-технической и других системах присутствуют три составляющие:

  1. Субъект управления. В нашем случае это Правительство РФ, Минприроды и другие.
  2. Система управления. В нашем случае это Конституция, Законы, другие нормативные акты, структура органов управления.
  3. Объект управления. В нашем случае это водные объекты.

Все мировые школы управления признают, что определяющим в этой триаде является система управления.

Значит надо совершенствовать систему управления вплоть до её смены при необходимости. Потому, что сколько бы мы не устанавливали нормативы, методы контроля, штрафы и т.д., но пока не решим, где взять директору очистных сооружений города Орёл 1,5 миллиарда рублей на реконструкцию очистных сооружений, вода в Оке чище не станет.

Не может работать система управления, в которой:

- все полномочия, люди, деньги находятся в Москве,

- часть, почти без денег, в области,

- практически ничего в муниципалитетах.

И это подтверждается практикой: тем, что мы имеем на данный момент в состоянии водных объектов.

Давайте признаем, что на реконструкцию и строительство современных очистных сооружение потребуется многие годы и очень большие деньги, которых сегодня водоканалы не могут собрать за счёт тарифов. Надо сделать реальную оценку состояния очистных сооружений, провести организационные мероприятия по совершенствованию финансового механизма и приступить к реализации реконструкции и строительству очистных сооружений по всей стране. Заклинаниями, контролем и штрафами эту проблему не решить.

И, наконец, третье: конечно, нужны люди, которые захотят и способны создать такую систему управления, которая позволит исправить положение дел к лучшему. А для этого надо принять соответствующую экологическую политику. Уверен, что люди есть и найдутся новые.

Примерно такие мысли я высказал в своём докладе. Вероятно, кое-что я после вытащил из памяти и своих прошлых публикаций. У меня, конечно, есть много предложений, но остановлюсь на одной проблеме:

За пять лет работая над реализацией проекта по обследованию рек разговаривал со многими людьми, занимающимися содержанием прудов и выращиванием рыбы. Везде они испытывают административное давление. Многие старые пруды размыты и прекратили существование. Почти везде сложно купить местную свежую рыбу. Общая мысль всех занимающихся рыборазведением – дайте нам свободу работать, и мы завалим страну рыбой.

Отсюда простое предложение:

Приступить к массовому восстановлению и строительству прудов. Решить вопрос бесплатного предоставления земли и водных объектов для этих целей.

В.А. Браташов.

Руководитель общественного проекта

«Экспедиция Великие реки России от истока до устья»  

02.02.2020 г.