21 марта, 2017

Управление природопользованием и охраной природы. 20 лет спустя. Как совершенствовать систему управления?

Автор: Владимир Браташов

 

Управление природопользованием и охраной природы. 20 лет спустя.

Как совершенствовать систему управления?

(окончание, предыдущая 26 февраля 2017 г.)

Первое, что надо отметить, это то, что в основе всего должно быть экономическое развитие на основе рационального природопользования и сохранения природы. Только на основе экономического развития может увеличиваться материальное благополучие граждан. Ни о каком улучшении экологической обстановки, пока работники и пенсионеры получают нищенскую зарплату и пенсию, мечтать не надо.

Невозможно решить задачу рационального природопользования и формирования комфортных условий проживания без расширения  прав и передачи реальной власти органам местного самоуправления. Участие населения в создании комфортных условий проживания должно  стать частью правовой системы хозяйственного механизма жизнеобеспечения поселка, города. Задача создания условий для функционирования такого механизма  должна в основном лечь на местные органы власти. Функция государства - создать "правила игры" и контролировать их выполнение,  но не  в  такой мере как сейчас,  когда  контроль превращается в самоцель для существования контролеров.

Следовательно, с точки зрения управления для  решения  экологической проблемы надо создать такую систему управления,  чтобы рациональное природопользование  и охрана природы, являлись - бы важнейшей обязанностью органов местного самоуправления при руководящей роли государства.  Для  решения  этой задачи надо чтобы, в частности, у них были соответствующие полномочия.

Но можно ли создать идеальную систему управления в эпоху революционных перемен и смены социально экономической формации, постоянными финансово экономическими кризисами в мировом масштабе? И вообще, уместно ли рассматривать отдельно только экологическую проблему и возможно решить её отдельно без увязки с остальными сферами деятельности общества? Давайте попытаемся разобраться, что вообще происходит с управлением на уровне органов местного самоуправления и в частности в посёлках и городах.

Известно, что в системе «субъект управления - система управления - объект управления» определяющим структурным элементом является система управления.

Сегодня в большинстве посёлков и городов мы имеем:

-   объект управления – проблемную экологическую и социально- экономическую обстановку;

- субъект управления – администрации городов и структуры Федеральных и Субъектов Федерации органов, в той или иной степени, отвечающих за управление в городе;

- систему управления - несовершенную, с плохим разделением компетенций, плохим взаимодействием и постоянными реорганизациями служб.

Таким образом, стоит задача: создать (совершенствовать) такую систему управления, с помощью которой можно эффективно управлять посёлком, городом и компенсировать «субъективный фактор».

Если посмотреть на посёлок, город как на сложную социально-экономическую систему, то в её составе можно выделить три основных системо-образующих элемента:

А). Население и его объединения (юридические лица, общественные, политические и др. организации).

Б). Природные ресурсы, являющиеся основой удовлетворения потребностей населения.

В). Средства труда и производства, с помощью которых население удовлетворяет свои потребности (Здания, сооружения, жилые дома, инженерная инфраструктура и др.).

Взаимодействие этих составляющих элементов является основой жизнедеятельности любой территории. Следовательно, для управления территорией нужно учитывать, прежде всего, эти элементы. Но не достаточно.

При функциональном анализе можно выделить две основные самостоятельные функции: экономическая и социальная.

Взаимодействие А, Б, В, при создании  продуктов потребления первого, второго и т.д. уровней передела в природо - продуктовой вертикали можно отнести к экономической функции. Сюда можно включить всю производственную сферу, ЖКХ, дороги, транспорт, торговлю и т.п. Причём традиционное понимание финансов и экономики в структуре органов власти нужно отнести тоже к экономической функции в качестве обеспечивающей роли. По крайней мере, здесь можно обойтись без самостоятельного заместителя. (Да простят меня конструкторы действующей системы. Посягнул на святое. Дело в том, что со времён Гайдара и Чубайса, министр финансов и заместитель главы по финансам почти везде были «священной коровой». Их влияние чуть ли не больше, чем Премьера или Главы)

Взаимодействие  А, Б, В, при создании услуг, общественные взаимоотношения,  отнесём к социальной функции. В неё можно включить: образование, культуру, спорт, здравоохранение, соцзащиту, молодёжную политику, общественные взаимоотношения и т.п..

Именно в рамках этих функций можно создавать различные структуры управления, дробя на любое количество подразделений в рамках этих функций. Например, в рамках экономической функции можно объединять или разделять коммунальную, строительную, имущественную, земельную службу;  экономическую и финансовую службу; объединять и разъединять социальные службы и это будет эффективно работать, с поправкой на субъективный фактор. Но объединять экономическую и социальную службу нельзя, так как это разные функции: в одной создаются материальные блага, а в другой перераспределяются между теми, кто  создаёт услуги. В любой из них можно применять общие элементы  и методы управления, но не объединять.

При таком подходе, если посмотреть структуру Администрации города (исполнительная власть органа местного самоуправления) пока только на уровне заместителей главы администрации (в разных городах могут быть различные названия, например, Мэр), то очевидно, что просматривается «двухзамовая» структура Администрации: заместитель по «экономике» и заместитель по «социалке».

Но очевидно, что для обеспечения деятельности  Администрации нужны обеспечивающие службы: кадры, делопроизводство, содержание зданий и материально-техническое обеспечение и др. Для руководства этими службами необходим третий заместитель, традиционно называющийся «управляющим делами администрации».

Таким образом, при самом общем объединении функций мы имеем минимальную потребность заместителей. Назовём её «трёхзамовой» структурой.

На первый взгляд, кажется, что мы определили минимальную структуру. Но не всё так просто, необходимо выделить ещё одну функцию, с которой собственно мы и начали этот разговор: экологическую. Остановимся и обоснуем подробнее эту функцию.

Дело в том, что за последние несколько тысяч лет (более или менее изученные историками и осмысленные философами), человечество так и не выработало разумную модель поведения во взаимоотношения общества и природы. По мере роста численности населения на планете, развитии науки и техники, усиливалась эксплуатация природных ресурсов жизненно необходимых для существования человека. Своим «неразумным» поведением во взаимоотношении  общества  и  природы, общество создало новую проблему, которая в 20-м веке получила название «экологическая». Эта проблема приобрела такие масштабы, которые начали угрожать самому существованию человека.

Отмечу, что из десятков определений термина «экология» я понимаю и употребляю термин «экология» - как взаимоотношение общества и природы.

Таким образом, между экономической и социальной функцией появилась, новая, находящаяся между ними и пронизывающая их экологическая функция. Причём объединять её с другими функциями, как это обычно принято делать до настоящего времени, (если мы действительно хотим решать эту проблему) нельзя. Кроме всего прочего она обладает специфическими свойствами - элементами силовой (контрольной, ограничивающей) службы. Создавая самостоятельную муниципальную экологическую службу, орган местного самоуправления показывает всем, что он ставит экологическую политику в перечень приоритетных задач, а экологическую безопасность и улучшение  природной среды считает важнейшими факторами улучшения качества жизни населения.

Мы не будем здесь снова  доказывать необходимость и важность экологической деятельности. В последние десятилетия десятки мировых научных, общественных и политических деятелей показали и согласились, что экологический фактор является ведущим фактором качества жизни и комфортных условий проживания.

Что происходит, когда природоохранную службу подчиняют «природопользователю» (например, строительной или коммунальной структуре администрации)? Рано или поздно объективно возникнут противоречия, не зависимо от того, какой там руководитель - прогрессивный, образованный, интеллигентный, «зеленый» (не важно кто это строитель, коммунальщик, педагог или врач). В любой структуре, где экологическая функция является второстепенной, эффективно работать экологическая служба не будет. Примерно то же произойдёт, когда экологическая служба будет подчинена социальной функции.

Экологические проблемы и экологическая безопасность являются новыми проблемами для общества и развиваются настолько быстро, что угрожают самому существованию человека. Общество пока не может или не успевает выработать устойчивых взглядов и подходов к этим проблемам. Экологическая безопасность не стала нормой поведения, как в прочем и социальная безопасность. Поэтому органы власти должны создать такую систему управления, при которой будет возможно решать стоящие экологические проблемы эффективно.

Применяя природоресурсный метод управления,  в рамках экологической функции необходимо объединить все вопросы природопользования (землепользование, лесопользование, недропользование, водопользование, рыболовство, охота) и охраны природы. Сюда же надо отнести  и вопросы по улучшению природной среды (например, озеленение, благоустройство, создание парков и т. п.).

При таком  подходе  в  структуре администрации будет служба, которая забирает на себя все не свойственные другим функциональным службам  обязанности, и подчинена она самостоятельному заместителю главы администрации. Назовём это   «четырёхзамовой» структурой.

Стоп. А здесь необходимо остановиться. Давайте проанализируем это предложение. Более двадцати лет я пропагандирую такую структуру. Но широкой поддержки она не нашла. Практика показывает, что экологическое состояние в стране не улучшается. Надо делать выводы.  Надо не заместителя по природопользованию и экологии создавать, а «экологизировать» саму власть. То - есть, положения о рациональном природопользовании и охране природы, как ведущего фактора комфортного проживания населения, внести в обязанности всей администрации и главы. Соответствующая служба, если не учреждать ещё одного заместителя, должна быть подчинена только главе, а её состав,  структура, численность определят исходя из местных условий.

Препятствием для создания такой системы управления на муниципальном уровне является то, что ОМС не входят в структуру государственной власти. Спектр предложений по изменению такого положения обширен. От увеличения самостоятельности до назначения руководителей всех уровней власти. Поддержу компромиссный вариант: сделать ОМС органами двойного подчинения. Такая система управления есть, кажется, во Франции. И не надо этого бояться и ориентироваться на мнение «мирового сообщества». По факту ОМС с начала 2000-х годов не самостоятельны. Действующая бюджетная и налоговая система сделала практически все муниципальные образования дотационными.

Появляется законная «вертикаль» власти и уходим от дублирования функций в муниципалитетах. Один и тот же сотрудник обладает перечнем полномочий, часть из которых является государственными, а часть муниципальными. Кроме того, должно высвободиться часть сотрудников занятых контролем за счёт включения во все нормативные документы положений о выполнении норм природопользования и охраны природы (например, как требования по технике безопасности), и разработки методики, и вопросника, для проведения проверок различными службами. Например: при проверке градостроительной службой обязательно  выяснять и другие вопросы (договор на утилизацию отходов, куда идут стоки, сохранение зелёных насаждений и т.п.)

Далее каждому муниципальному образованию необходимо в первую очередь выработать собственную экологическую политику позволяющую реализовать на местном уровне государственную экологическую политику и реализовать требования природоохранного законодательства. Опустив все перипетии и эволюцию во взглядах и представлениях, на сегодняшний день можно сформулировать следующие составляющие этой политики:

  1. Создание долгосрочной экологической программы.
  2. Создание системы административных механизмов и мер, позволяющих управлять экологической обстановкой в городе.
  3. Организация экологического образования и пропаганды.
  4. Формирование экологической инфраструктуры (системы природоохранных механизмов, учреждений и предприятий).
  5. Создание системы экологического мониторинга.
  6. Регулирование землепользования, природопользования.
  7. Формирование системы поддержки и поощрения общественных экологических инициатив.

Задача экологической политики: объединить все административные и общественные силы на решение экологических проблем, сформулировать основные цели и задачи и довести их до всех слоев населения.

Таким образом, можно будет сказать, что в муниципальном образовании  ведется работа по созданию нормальных экологических условий для комфортного проживания человека, насколько это возможно в нынешних социально-экономических и политических условиях. Именно термин «комфортное проживание» надо взять на применение в повседневном лексиконе, как наиболее понятный широким массам населения.

Что же такое «экологические условия комфортного проживания»? Если провести социологический опрос  десяти человек, то мы рискуем получить десять различных ответов, а, возможно и не получим экологическую составляющую.

Но в последнее время мы часто  слышим тезис, что экологическая обстановка ведущий фактор качества жизни человека, так как именно экологический фактор реально угрожает здоровью и самому существованию человечества. Тогда каковы же должны быть итоги экологической деятельности и как их оценивать? Попробуем сформулировать эти итоги на примере города:

  1. Состояние территорий. У каждого участка земли должен быть собственник, пользователь или организация ответственная за его состояние. Конечный показатель - все территории не занятые зданиями, сооружениями и твердым покрытием должны быть озеленены, и поддерживаться в надлежащем санитарном состоянии.
  2. Все отходы, образующиеся в быту, сфере услуг, на производстве, должны быть учтены, собраны, переработаны или захоронены. Конечный показатель – отсутствие несанкционированных свалок и захламленности территорий. Для этого необходимо иметь стандартный набор производств (в зависимости от плотности населения: городских, межгородских, районных, межрайонных):

-полигон по переработке, утилизации и захоронения твердых коммунальных  отходов,

-полигон по переработке, утилизации и захоронения промышленных отходов,

-полигон по переработке, утилизации и захоронения токсичных отходов,

-полигон для сбора и утилизации металлов,

-установка по утилизации медицинских и биологических отходов,

-установка по утилизации отдельных видов токсичных отходов (ртуть, масла, аккумуляторы, кислоты и др.).

  1. Все коммунальные, ливневые, промышленные стоки должны быть собраны и очищены до требований норм. Город, посёлок должен иметь:

-канализационные очистные сооружения (КОС),

-ливневые очистные сооружения (ЛОС),

-локальные очистные сооружения, на отдельных  предприятиях, для очистки стоков поступающих на КОС,

-очистные сооружения на предприятиях загрязнителях самостоятельно сбрасывающих стоки в водные объекты.

  1. В городе, посёлке не должно быть превышение ПДК загрязнения атмосферного воздуха опасными веществами. Все производства и техника, загрязняющие атмосферный воздух должны быть оснащены устройствами по их улавливанию и очистке до требований норм.
  2. В городе, посёлке должна быть создана система рекреационных зон для отдыха граждан (парки, скверы, пруды, водохранилища, зеленые зоны)

По сути ничего сложного и всё укладывается в нормы и представления проживания нормального человека в своём доме. Ну не будет же нормальный человек образовавшийся мусор разбрасывать по квартире, двору, фекалии сваливать в угол или в колодец, жечь костёр, разбивать ртутную лампу, разливать кислоту из аккумулятора в квартире и т.д. и т.п.

Что касается показателей по оценке состояния дел, то их надо выработать из существующих показателей, вытекающих из различных ведомственных норм, правил и форм отчетности. В основном они разработаны, но, на мой взгляд, разобщены, формальны и не всегда отражают реальное состояние дел. Например, по отчетам об отходах в городе может быть благополучное состояние дел, однако, на практике мы видим другое.

Разработать показатели, по которым можно реально управлять экологической обстановкой задача всех экологических служб и других служб, занимающихся городской средой. И здесь мы вплотную подходим к вопросу взаимодействия и координации работы природоохранного муниципального органа с другими муниципальными службами. Очень важно не повторить ошибку федерального уровня, когда федеральный экологический орган один пытается «заставить» всех выполнять экологические нормы и правила, вместо того, чтобы создать систему управления и экологизировать саму власть. Речь идёт о создании системы управления на уровне муниципального образования на принципах «зелёной экономики», чтобы все подсистемы управления муниципалитета были пронизаны нормами рационального природопользования и охраны природы. Конечно это огромная самостоятельная задача, которую необходимо решать в будущем.

Вернёмся на федеральный и областной уровень. Поскольку определяющим в экологической работе я считаю систему управления, то и выход надо искать в создании другой системы управления в области природопользования и охраны природы, а если точнее в её совершенствовании. На мой взгляд, надо изменить распределение компетенций и функций между федеральными, субъектов  федерации и местными органами власти, переместив центр природоохранной работы на места. Не углубляясь в детали, анализируя различные предложения, можно примерно в процентах определить обязанности в следующих объёмах: федерация – 5-10%, субъект федерации – 15-20%, местное самоуправление – 70-80%. И ответственность за экологическую обстановку должно лежать не на природоохранном ведомстве, а на председателе правительства, губернаторе, главе местного самоуправления. Природоохранные службы должны быть их рабочими инструментами.

Сегодня местное самоуправления ответственно за решение почти всех вопросов социально экономического развития территории, а в решении экологических вопросов только принимает участие. Тогда кто же отвечает в целом за решение всех проблем? На практике никто. Все заняты делом, а конкретных результатов мало. Увеличив полномочия местного самоуправления, определив взаимоотношения и подчиненность экологической службе губернатора, и включив их в повседневную работу органов власти, начиная от формирования бюджета и заканчивая контролем, мы получим реальные результаты, намного превышающие возможности бюджета, потому что мы улучшим основное – систему управления. Таким образом, мы «экологизируем» саму власть, бюджет (насколько это возможно), повысим эффективность природоохранной работы, иными словами экологизируем саму жизнь.

Немного о деньгах.

Постоянно приходится слышать: «денег нет». Но надо понимать, что экологически комфортные условия проживания стоят дороже. Ну и что – тупик если «денег нет»?  Нет. Просто делать многое надо не за счёт бюджетного финансирования, а за счёт включения этих затрат в себестоимость продукции и услуг. Конечно, придётся признать, что население будет больше платить за мусороудаление, канализацию, тепло и др.  Но, сколько можно «прятать голову в песок» и использовать «тарифы ЖКХ» для поднятия рейтинга при очередных выборах? Вспомните, сколько спекулировали этим за  20 лет. А, что в итоге, что то подешевело? Пора умнеть. И тогда, я уверен, конечная общественная стоимость конечного продукта будет ниже.

Менять надо и подходы к природопользованию. Часто приходится видеть, как захламлены поваленными деревьями и сухостоем пригородные и городские леса. Денег на очистку нет. Так отдайте бесплатно населению. Всё равно гниёт и создаёт повышенную пожарную ситуацию. Нет, нельзя!

Такая же картина с землёй и с водными ресурсами. Территории деградируют, зарастают, загрязняются – нет денег. А отдать кому то, чтобы он привёл всё в порядок и обеспечивал себя, семью и возможно работников нельзя. Мы так никогда не выберемся из нищеты и запустения. Надо принять решение: если кто – то хочет восстановить пруд, ручей и речку, восстанавливая родники, осушить и ввести в оборот заболоченную пойму, овраг, балку, то эти территории в упрощённом порядке отдавать в долгосрочную (свыше 49 лет) безвозмездную аренду, с правом приоритетного продления. А возможно и в собственность.

И здесь мне на ум приходит одно выражение: «бедность это не состояние экономики, это состояние ума».  Следовательно, надо менять состояние ума, в первую очередь у управленцев, а кто этого не может сделать, предлагать заняться другим посильным делом.

И снова к проблемам муниципальных образований.

Какой должна быть муниципальная природоохранная программа? Когда я смотрю рекомендованную методикой современную программу, то возникают вопросы. Какие и кому нужны доказательства строительства очистных сооружений, полигонов переработки и утилизации отходов, строительства парков, озеленения, экологической пропаганды и т.п. в городе? Или в программе по оз. Байкал? У нас что, профессионалы в управление перевелись? Невольно приходишь к мысли, что да. Начинаешь думать, что эту методику нам навязали, чтобы совсем всё развалить или убить у людей веру в разумность власти.

Пример из личной практики. В начале 2000-х годов пришли сдавать проект бюджета в финансовую службу администрации города, с программой, переделанной по новой методике. Молодой специалист первой категории посчитала, что программа составлена не качественно и не обоснованы пункты программы на строительство сквера, озеленение, экологическую пропаганду и др.  Напомню, что до этого эта же программа действовала около десяти лет. По ней было видно - в какие годы, что делалось, что делать в последующие годы. Я попытался решить вопрос через вышестоящее руководство. Получил невнятную поддержку и требование всё сделать по форме, иначе в вышестоящем органе власти не пропустят. Посоветовавшись, решили чуть подправить и послали проект со своим специалистом первой категории. Всё прошло. Больше эти программы по всем отраслям я не читал. Согласовывал общий лимит финансирования и перечень основных мероприятий. Это примерно 5-10% информации в программе, остальное словоблудие. Для специалистов понимающих предмет, которым они управляют и владеющих информацией о состоянии дел ничего доказывать не надо.

Выше были сформулированы семь пунктов экологической политики, а по сути разумного проживания в своём доме, дворе и какие результаты должны быть в перспективе. Попробуем сделать модельную программу и программные мероприятия для абстрактного посёлка, города, района. Приложение 1.

Приложение 1.

Долгосрочная комплексная целевая программа

«Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов муниципального образования_______________________ на 201_ и последующие годы».

Принята решением_________________________________

от __.__._____ г. № _________

Паспорт

долгосрочной комплексной целевой программы

«Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов муниципального образования____________________________ на 2018 и последующие  годы».

 Основания для Разработки Программы

Необходимость улучшения условий для комфортного проживания граждан. Состояние природной среды и рациональное природопользование являются ведущим фактором комфортного проживания.

Разработчик Программы.

       ___________________________________________________________________________

Цель и задачи Программы.

 Цели Программы:

- создание нормальных экологических условий для комфортного проживания граждан.

Задачи Программы:

- экологическое образование, просвещение и пропаганда;

- очистка и обустройство поверхностных водных объектов, благоустройство водоохраной зоны, обеспечение нормативного качества очистки канализационных и ливневых стоков, исключение случаев сброса  стоков в водные объекты без очистки;

- улучшение эстетического, санитарно-гигиенического и экологического состояния зеленых насаждений, увеличится их видового разнообразия;

- увеличение общего количества парков и скверов;

- снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха до действующих норм;

- обеспечение информированности населения города о состоянии окружающей среды города, грамотном отношении в окружающей городской среде, экологически безопасном образе жизни.

- организация сбора, транспортировки, утилизации, переработки всех видов отходов, ликвидация несанкционированных свалок, рекультивация нарушенных земель;

Сроки реализации Программы.

2018 - и последующие годы.

Перечень основных направлений Программы.

 Для реализации целей и задач, программа состоит из следующих разделов:

  1. Экологическое образование, просвещение и пропаганда;
  2. Рациональное использование и охрана земельных ресурсов;
  3. Рациональное использование и охрана водных ресурсов;
  4. Охрана от загрязнения атмосферного воздуха.
  5. Благоустройство, озеленение, охрана и использование зеленых насаждений;
  6. Обеспечение безопасности населения от воздействия физических полей.
  7. Отходы производства и потребления.

Источники финансирования Программы.

- из бюджета муниципального образования;

- из внебюджетных средств;

- из бюджета _________________________ области;

Ожидаемые результаты реализации Программы.

- благоустроенные, чистые территории муниципального образования;

- чистая вода в поверхностных водных объектах;

- чистый атмосферный воздух;

- дополнительные доходы от переработки отходов.

Организация контроля над исполнением Программы

 Контроль над исполнением Программы осуществляется:

- представительным органом власти муниципального образования,

- исполнительным органом власти муниципального образования,

- муниципальной службой по рациональному природопользованию и охране природы,

- общественными организациями.

Исполнители программы несут ответственность за качественное и своевременное выполнение мероприятий Программы, рациональное использование финансовых средств, выделяемых на реализацию мероприятий. Ежегодно к 20 числу отчетного периода исполнители Программы предоставляют в муниципальную службу по рациональному природопользованию и охране природы информацию о ходе и результатах выполнения мероприятий. Один раз в год депутатам представительного органа муниципального образования и главе исполнительного органа власти муниципального образования предоставляется аналитическая записка о ходе реализации мероприятий Программы.

 Введение

 Быстрый рост населения, развитие техники, промышленности в 20-м и 21-м веке привели к истощению многих природных ресурсов и загрязнению природной среды, которое стало всё больше угрожать жизни самому человечеству. Проблемы взаимоотношения общества и природы стали называть экологическими. Именно так мы будем понимать термин «экология». Наличие экологической проблемы признали во всём мире.

Исходя из этого, нет необходимости доказывать необходимость разработки программы. Но есть необходимость обосновать разработку комплексной долгосрочной программы. Принятая в последнее время разработка краткосрочных программ с включением в неё только тех мероприятий, на которые есть финансирование, приводит к тому, что исчезает видение всех проблем и приоритетность решения проблем. Так же исчезает видение когда, сколько и на что выделялись деньги, особенно при смене сотрудников при очередных выборах. Комплексная долгосрочная Программа на десятки лет позволит иметь общее представление о масштабе проблем и последовательности их решения.

(Дальше можно кратко изложить историю принятия предыдущих программ, что достигнуто и каково сегодняшнее экологическое состояние.)

  1. Экологическое образование, просвещение и пропаганда.

 По признанию отечественной и мировой общественности центральным фактором в решении проблем взаимоотношений «Человек – Общество – Природа» становится экологическое образование. Экологическое образование и воспитание – составляющие основы личной, семейной и гражданской безопасности населения любого региона.

Под экологическим образованием следует понимать не только обучение, но и воспитание, развитие личности, формирование ее гражданской ответственности за здоровье человека и окружающую природную среду.

Программные мероприятия:

  1. Организовать работу по экологическому образованию по цепочке "детский сад – школа". Организовать оснащение школьных кабинетов и обучение персонала воспитателей и преподавателей, привлечь внимание воспитателей, учителей к проблемам экологии.
  2. Организовать экологическое просвещение и пропаганду населения через средства массовой информации, библиотеки в основном с использованием материалов о состоянии природной среды в регионе.

 Рациональное использование, восстановление и охрана

земельных ресурсов.

На состояние земельных ресурсов влияют многие факторы хозяйственной деятельности, в том числе:

- уничтожение растительности и загрязнение земель в результате промышленной деятельности

- размещение отходов;

- выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и последующее выпадение в виде кислотных дождей;

Программные мероприятия:

  1. Провести обследование современного состояния территорий муниципального образования, составить с использованием современных геоинформационных технологий карту землепользований, определить участки, не имеющие собственника, эксплуатирующей организации, ответственной службы.
  2. Закрепить за каждым «бесхозным» земельным участком эксплуатирующую организацию, ответственную службу. Все «свободные» земельные участки предложить на льготных условиях для хозяйственного использования, зарезервировав необходимые участки для общественной инфраструктуры.
  3. Организовать определение геохимического состояния земель методом разового экспертного обследования или сплошной геохимической съёмки.
  4. Организовать санитарную очистку территорий муниципального образования.
  5. Организовать рекультивацию нарушенных и загрязнённых земель. Все территории (имеющие собственника, эксплуатирующую организацию, ответственную службу) не занятые постройками, твёрдым покрытиям должны быть озеленены (минимум засеяны травой).

 

  1. Рациональное использование, восстановление и охрана

водных ресурсов.

 На состояние водных объектов влияют следующие источники сбросов, выбросов,  размещения, загрязняющих веществ:

- недостаточно очищенные или неочищенные сбросы городской хозяйственно-бытовой канализации;

- недостаточно очищенные или неочищенные сбросы промышленных и сельскохозяйственных предприятий;

- неочищенные стоки ливневой канализации;

- сбросы с водного транспорта во время навигации, погрузке, разгрузке, заправке, ремонта судов (в том числе и маломерных). Загрязнения от брошенных «бесхозных» судов;

- разливы нефтепродуктов при  авариях на трубопроводах;

- размещение отходов производства и потребления;

- выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и последующее выпадение в виде кислотных дождей;

- заиливание русел рек, родников, грунтом при образовании оврагов, смыва почв при распашке земель в поймах, ложбинах стока талых и дождевых вод.

Программные мероприятия:

  1. Построить, реконструировать, отремонтировать канализационные очистные сооружения (КОС) для обеспечения очистки канализационных стоков до требований норм.
  2. Всем промышленным и сельскохозяйственным предприятиям построить, реконструировать, отремонтировать канализационные очистные сооружения (КОС) для обеспечения очистки канализационных стоков до требований норм.
  3. Построить, реконструировать, отремонтировать ливневые очистные сооружения (ЛОС) для обеспечения очистки ливневых стоков до требований норм. (На первом этапе пруды отстойники, поля аэрации.)
  4. Исключить загрязнение водных объектов во время навигации, погрузке, разгрузке, заправке, ремонта судов (в том числе и маломерных).
  5. Минимизировать загрязнение водных объектов при авариях на трубопроводах. Предусмотреть комплекс мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий аварий (пруды уловители в ложбинах стока, боновые заграждения, группы быстрого реагирования и т. п.).
  6. Остановить процесс образования оврагов (например, методом строительства противоэрозионных прудов, посадки лесополос, залесения оврагов и т.п.). Для этого провести обследование современного состояния оврагов, выявить места потенциально опасные для образования оврагов.
  7. Провести обследование современного состояния водных объектов (в том числе всех действующих, размытых прудов и небольших водохранилищ):

- Составить реестр всех действующих и заиленных родников, выходов грунтовых вод.

-  Выявить все места потенциально пригодные для строительства прудов и небольших водохранилищ.

- Составить с использованием современных геоинформационных технологий  карту  водных объектов, родников, мест потенциально пригодных для строительства новых прудов.

  1. Организовать эксплуатацию, восстановление, строительство прудов и небольших водохранилищ.

Участки для строительства, восстановления прудов и небольших водохранилищ предоставлять на льготных условиях.

  1. Провести очистку, восстановление, обустройство всех родников и выходов грунтовых вод. Организовать их содержание и охрану.
  2. Организовать очистку заиленных русел рек. Работы проводить методом восстановления древнего русла, омутов, родников, а не организацией новых русел. Вынимаемый или вымываемый грунт размещать в пониженных местах поймы для организации лугов и сенокосов, с обвалованием грунта на первые годы, для предотвращения размыва во время весеннего разлива.
  3. Организовать очистку содержание и охрану водоохранной зоны водных объектов, мест массового отдыха граждан.

 Охрана воздушного бассейна.

 Источники загрязнения атмосферного воздуха разделяются  на стационарные и передвижные.

3.1. Основные стационарные источники загрязнения.

Основными стационарными источниками загрязнения атмосферного воздуха, являются:

- котельные,

- электростанции,

- предприятия, на которых, при производстве, осуществляются выбросы в атмосферу газообразных веществ и пыли,

- нефтебазы, резервуары для хранения горюче смазочных материалов.

3.2. Основные передвижные источники выбросов.

Основными передвижными источниками загрязнения атмосферного воздуха, являются:

-  автомобили, строительная и дорожная техника, специальный транспорт,

- тепловозы,

- речные суда,

- воздушные суда.

Атмосферный воздух, это природный ресурс без которого человек может жить всего несколько минут. Поэтому важно знать каким воздухом дышит человек, каков уровень загрязнения. Для этого необходимо проводить мониторинг состояния фонового загрязнения атмосферного воздуха.

Общеизвестно, что большая роль в улучшении качества воздуха принадлежит зеленым насаждениям. Правильное озеленение города способно значительно улучшить состояние атмосферного воздуха.

Программные мероприятия:

  1. Составить перечень предприятий – загрязнителей, ранжировать их по степени опасности.
  2. При возможности, перевести котельные, электростанции на более экологически чистое топливо.
  3. На всех котельных, электростанциях, предприятиях, установить газоочистные и пылеулавливающие устройства, другое технологическое оборудование обеспечивающие нормативную очистку выбросов в атмосферу.
  4. Организация грамотной эксплуатации автомобилей.
  5. Организация дорожного движения с целью увеличения пропускной системы дорожной сети, борьба с «дорожными пробками», совершенствования работы транспорта общего пользования.
  6. Контроль над качеством топлива.
  7. Организация грамотной эксплуатации тепловозов, речных и воздушных судов. (Муниципальный уровень там, где пункты базирования находятся в муниципальных образованиях, но в основном это объекты управления и контроля областного и федерального уровня.)
  8. Организовать работу по наблюдению за фоновым загрязнением атмосферного воздуха на территории муниципального образования.
  9. Не допускать накопление пыли и песка на проезжих частях дорог и тротуаров с твёрдым покрытием. Организовать своевременную уборку.
  10. Создание санитарно - защитных зон предприятий.
  1. Озеленение города, создание системы парков и скверов.

 Состояние зеленых насаждений, благоустройство и санитарное состояние территорий - ведущий фактор, определяющий экологическое состояние муниципального образования. К зелёным насаждениям  относятся: леса, луга, газоны, цветники, кустарники, деревья.

Лес – важнейший компонент биосферы, выполняющий защитные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции. Городские леса очищают атмосферный воздух от примесей различных газов, обогащают его кислородом, поглощают пыль, резко снижают уровень шума.

Единый зеленый фонд муниципального образования составляет:

- городские леса;

- зеленые насаждения общего пользования: парки, мемориальные комплексы, скверы, бульвары, улицы и транспортные магистрали, набережные;

- озелененные территории ограниченного пользования: зеленые насаждения микрорайонов, включающих жилую и гражданскую застройки, организаций обслуживания населения, учреждений здравоохранения, науки, образования  и зеленые насаждения промышленной застройки и санитарно-защитных зон;

- озелененные территории специального назначения: территории городских кладбищ,

например, ботанического сада.

Система озеленения муниципального образования должна базироваться на следующих основных концептуальных принципах:

- все, что не застроено, не имеет твердых покрытий – должно быть озеленено;

- у каждого участка земли в пределах границы муниципального образования – должен быть хозяин;

- работы по озеленению города должны проводиться на профессиональной основе. При проведении муниципального заказа, исключить который пока не возможно, надо применять срок действия контракта не менее пяти лет с использованием стоимости единицы работ. Или создавать муниципальное учреждение;

- в городе, должна быть система рекреационных зон для массового отдыха горожан (парки, скверы, пруды, водохранилища, зеленые зоны) в пределах пешеходной доступности.

- управление зелеными насаждениями должно осуществляться на профессиональной основе, например, управлением лесопаркового хозяйства, и подчиняться она должна природоохранной службе. В этом случае можно применять метод бюджетного финансирования, но есть опасность снижения качества из-за отсутствия соответствующего контроля и конкуренции. Если традиционно эта функция исполняется другой службой, например, коммунальной или дорожной, то там должны быть специалисты в области озеленения.

Таким образом, озеленение – ведущий фактор в улучшении экологического состояния муниципального образования

 Программные мероприятия:

  1. Организовать содержание существующих зелёных насаждений.
  2. Провести инвентаризацию современного состояния зелёных насаждений, определить их подведомственность и в первую очередь разобраться со статусом, площадью городских лесов, составить с использованием современных геоинформационных технологий карту зелёных насаждений.
  3. Организовать проведение лесоустройства городских лесов.
  4. Организовать обустройство и содержание городских лесов.
  5. Организовать реконструкцию существующих и создание новых зелёных насаждений.
  6. Организовать исполнение градостроительных норм по обеспечению нормативного уровня создания зелёных насаждений при строительстве, ремонте и эксплуатации жилых, общественных и промышленных объектов.
  1. Обеспечение безопасности населения от воздействия физических полей.

 Основными источниками воздействия на население являются:

- электромагнитные поля:

а) воздушные линии электропередач высокого напряжения,

б) радио- и телевизионные передающие станции,

в) радиолокационные и навигационные средства,

г) базовые станции сотовой связи и др.

- ионизирующее излучение (радиация): искусственного (в медицине, и др.) и естественного происхождения (радон, выделяющийся из недр Земли)

- шумовое загрязнение: шум от городского транспорта, авиации, промышленных предприятий.

Программные мероприятия:

  1. Организовать инвентаризацию источников электромагнитного излучения, изучение состояние электромагнитных полей методом экспертных замеров или сплошной электромагнитной съёмки. Составить с использованием современных геоинформационных технологий карту источников и полей излучения.
  2. В случае обнаружения превышений нормативного уровня излучения, обязать владельцев источников излучений привести уровень излучения к норме.
  3. Организовать инвентаризацию источников радиации, изучение состояния радиационного фона (в том числе и радонового) методом экспертных замеров или сплошной радиационной съёмки. Составить с использованием современных геоинформационных технологий карту источников и полей радиационного загрязнения.
  4. В случае обнаружения превышений нормативного уровня радиации принять меры для её ликвидации.
  5. Организовать инвентаризацию источников шума превышающих в жилых домах норму, методом экспертных замеров или сплошной шумовой съёмки. Составить с использованием современных геоинформационных технологий карту шумового загрязнения.
  6. В случае обнаружения превышений нормативного уровня шума принять меры для её ликвидации, методом создания сплошных зелёных насаждений или другими мероприятиями.
  7. Организовать разработку радиационно-гигиенического паспорта муниципального образования.
  1. Отходы производства и потребления.

Природа это саморегулирующая система. Но человек в результате своей жизнедеятельности образует такое количество отходов, что Природа не справляется с функцией их переработки. Таким образом, природная среда становится всё более не пригодной для жизни человека, всё больше угрожает его здоровью и жизни.

Проблема отходов стала одной из важнейших экономических, ресурсных и экологических проблем в мире. Количество образующихся и перерабатываемых отходов является не только показателем экономического потенциала, но также характеризует уровень технологического, социального и культурного развития общества.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется  Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Все отходы можно разделить на твёрдые, жидкие и газообразные. В этом разделе мы рассмотрим в основном твёрдые отходы.

7.1. Твердые коммунальные отходы (ТКО).

Проблемы обращения с бытовыми отходами занимают одно из центральных мест в области охраны окружающей среды и здоровья людей. Ежегодно каждый житель города в среднем производит 1,5 куб. метров (300 кг) твердых коммунальных и 0,24 куб. метров (48 кг) крупногабаритных отходов (КГО).

Процесс обращения с отходами разделяют на три фазы:

- сбор,

- транспортировка,

- размещение, утилизация, переработка.

7.1.1. Организация сбора от различных источников образования ТКО.

Первым этапом системы управления отходами является организация  сбора в местах их образования. Основными местами образования ТКО являются:

- жилищный фонд;

- объекты социальной, культурной, бытовой сферы;

- предприятия торговли;

- промышленные и сельскохозяйственные предприятия;

- дачные, садово-огороднические объединения;

Жилищный фонд является основным поставщиком отходов потребления. Сбор отходов в помещениях и дворах должен производиться в соответствии с санитарными требованиями. Удаление отходов должно производиться регулярно и в кратчайшие сроки. Особую проблему составляет то, что вместе с бытовыми отходами граждане выбрасывают, опасные и токсичные отходы. Их нельзя смешивать с бытовыми отходами.

Сбор ТКО от предприятий социальной, культурной, бытовой сферы также должен производиться в контейнеры, устанавливаемые на контейнерных площадках на прилегающей территории.

Промышленные предприятия, расположенные на территории муниципального образования, производят сбор и вывоз ТКО либо своими силами и транспортом, либо заключают договоры на вывоз мусора со специализированными предприятиями. Проблема в данном случае заключается в том, что в контейнеры с бытовым мусором попадают промышленные и токсичные отходы, которые затем вывозятся на полигон ТКО, что категорически   запрещается делать.

7.1.2. Организация селективного сбора

Большая часть бытовых отходов, которые попадают в сборочные контейнеры, может быть пущена на переработку. Но существует проблема сортировки отходов. Если бумага на стадии образования мусора в ведре у жителя смешивается с подпорченными продуктами, то она уже не может быть сырьем для переработки. В связи с этим возникает необходимость селективного сбора ТКО.

Примерный перечень компонентов ТКО подлежащих переработке:

- картон,

- бумага,

- полимерная тара от питьевой воды,

- пластмассы,

- чёрный метал,

- цветной метал,

- стекло

- другое

Большую проблему создают крупно - габаритные отходы (КГО). Многие жители города, производя ремонт в своих квартирах, избавляясь от утративших свои потребительские свойства предметов домашнего обихода, выбрасывают их на площадки сбора ТКО. У населения накапливается значительное количество вторичного сырья, поэтому организация его сбора представляет задачу практической важности.

Одним из наиболее эффективных способов организации селективного сбора отходов является создание сети комплексных приемных пунктов сбора вторичного сырья.

7.2. Транспортировка отходов.

Общие требования к транспортированию отходов определены в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления», статья 16.

В целях оптимизации системы сбора и транспортировки отходов необходимо предусмотреть дополнительные мероприятия:

- Плановый отказ от транспортировки отходов (мусора) автомобилями общего назначения

-  Создание сети мусороперегрузочных станций, применение компакторов (прессование отходов).

7.3. Утилизация отходов.

В мировой практике известно около 20 методов обезвреживания и утилизации отходов. По конечной цели эти методы делятся на ликвидационные (решающие в основном санитарно-гигиенические задачи) и утилизационные (позволяющие использовать отходы в качестве вторичных ресурсов); по технологическому принципу – на биологические, термические, химические, механические, смешанные. Большинство этих методов пока не нашли значительного распространения в нашей стране в связи с их технологической сложностью и высокой себестоимостью переработки  отходов.

Самым доступным и дешевым способом утилизации ТБО на сегодняшний день является захоронение на полигонах.

7.4. Воспитание экологической культуры населения и обучение безопасному  обращению с отходами

Одной из причин, затрудняющих осуществление экологически безопасного и экономически эффективного обращения с отходами, является то, что руководители различных уровней зачастую не осознают важность грамотного решения проблемы обращения с отходами, образующимися в процессе производства, либо, следуя экономическим интересам,  избавляются от отходов наиболее дешевым способом, нарушая требования по обращению с отходами. Для улучшения ситуации по обращению с отходами необходимо вести целенаправленную просветительскую деятельность по формированию грамотного и ответственного подхода к проблеме обращения с отходами.

Программные мероприятия:

  1. Организовать работу по уточнению (переработке, разработке) схемы обращения с отходами муниципального образования (в том числе и для вывоза и складирования снега).
  2. Организовать реконструкцию (расширение, строительство) объектов (полигонов) размещения, утилизации, переработки отходов всех (1-V) классов опасности (или участвовать в межмуниципальной, межобластной программе).
  3. Организовать реконструкцию (расширение, строительство) объектов (полигонов) для утилизации, переработки биологических отходов (или участвовать в межмуниципальной, межобластной программе).
  4. Организовать реконструкцию (расширение, строительство) объектов для утилизации, переработки отходов лечебно-профилактических учреждений (или участвовать в межмуниципальной, межобластной программе).
  5. Организовать реконструкцию (расширение, строительство) установок для сбора, утилизации и переработки:

- ртутных ламп,

- медицинских отходов,

- кислот,

- аккумуляторов,

- отработанных технических жидкостей и масел,

- замазученный грунт,

- стекла,

- пластмасс и полимеров,

- автомобильных шин,

- картона и бумаги,

- другое

(или участвовать в межмуниципальной, межобластной  программе).

  1. Организовать создание системы селективного сбора ТКО:

- установить контейнеры для селективного сбора картона, бумаги, стекла, пластика, полимеров, чёрного и цветного металла в жилых микрорайонах;

- устанавливать специальные контейнеры для селективного сбора ТКО при проведении массовых мероприятий, в местах массового отдыха, на рынках, оптовых базах и т.п.;

- установить специальные бункеры на контейнерных площадках для сбора КГО;

- организовать на предприятиях, занимающихся санитарной очисткой городской территории от ТКО, диспетчерские службы для приема индивидуальных заявок от населения на вывоз КГО.

6а. В качестве альтернативы установке контейнеров для селективного сбора ТКО в жилых микрорайонах можно рассматривать создание сети комплексных приемных пунктов для сбора вторичного сырья, для чего необходимо:

- определить месторасположение комплексных приемных пунктов вторичного сырья на основании разработанного генерального плана города;

- разработать типовой проект комплексного пункта приема вторичного сырья;

- провести открытые конкурсы на строительство и эксплуатацию мест сбора вторичного сырья;

- создать сеть комплексных приемных пунктов (по одному в каждом микрорайоне) для селективного сбора утильных компонентов ТКО;

- создать благоприятные условия для работы пунктов.

  1. Организовать автоматизированную систему учёта перевозки отходов от мест образования до мест размещения, утилизации, переработки с целью недопущения образования не санкционированных свалок.
  2. Организовать (при необходимости) создание сети мусороперегрузочных станций, применение компакторов (прессование отходов).
  3. Создать условия для развития производств по переработке отходов и вторичного сырья (или участвовать в межмуниципальной, межобластной программе).
  4. Организовать обследование территории муниципального образования, выявить все несанкционированные места размещения отходов, Составить с использованием современных геоинформационных технологий карту расположения несанкционированных мест размещения отходов.
  5. Организовать ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов и их рекультивацию.
  6. Организовать строительство полигона для хранения иловых осадков канализационных очистных сооружений для того, чтобы через 2-3 года использовать их в качестве высокоэффективного удобрения при озеленении населённого пунктах, при проведении рекультивации нарушенных земель.
  7. Организовать, с использованием всех муниципальных служб, СМИ, пропаганду и экологическое образование, ориентированное на рациональное природопользование, безопасное обращение с отходами, необходимость селективного сбора и переработки отходов.

Переработку и обезвреживание отходов производства необходимо рассматривать в качестве одной из основных задач, возложенных законодательством на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в процессе деятельности которых образуются отходы производства.

Заключение.

Действующая методика составления целевых программ предусматривает денежную оценку и сроки выполнения работ. Но в предлагаемой модельной программе включен максимально полный набор мероприятий, многие объекты не возможно сразу точно оценить. Поэтому предлагается применять метод экспертных оценок разработчиками программы (по аналогии, предположительно). В дальнейшем по мере проведения пред проектных обследований, технико-экономических обоснований эти суммы будут уточняться.

Сроки выполнения работ предлагается указывать:

- проектные три года (в том числе: на очередной бюджетный год),

- срок действия утверждённой программы социально-экономического развития,

- прогнозный срок исходя из предполагаемых возможностей бюджета и состояния экономики. (Приложение 2)

На основании утверждённой представительным органом муниципального образования программы, исполнительный орган муниципального образования разрабатывает и утверждает долгосрочные мероприятия по выполнению программы, с обоснованием сумм и сроков, корректирует их на каждый бюджетный год и планируемый (3-х летний) период и представляет их для обоснования при утверждении бюджета.

Программы муниципальных образований должны быть объединены и скоординированы в областную программу с применением укрупнённых показателей.

Литература.

  1. Конституция РФ
  2. ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ.
  3. Земельный кодекс РФ, ред. от 03.07.2016 г.

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/

        4..Водный кодекс РФ, ред. от 03.06.2006 г.

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=206517#0

  1. Лесной кодекс
  2. ФЗ Об охране окружающей среды.
  3. ФЗ Об отходах производства и потребления.
  4. Речь В.В. Путина и др. на заседании Госсовета 27 декабря 2016 года посвящённому Году экологии в России в 2017 году. http://www.kremlin.ru/events/president/news/53602

Приложение 2.

Мероприятия по реализации долгосрочной комплексной целевой программы

«Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов муниципального образования_______________________ на 2018 и последующие годы».

(тыс. руб.)

Наименование мероприятий Срок

выпол-нения (годы)

Стои-мость

(в тек.

ценах)

Объем вложений на 2018 год

(в тек. ценах)

Объем вложений на 2019 год

(в тек. ценах)

Объем вложений на 2020 год

(в тек. ценах)

Объем

вложений на 2021-25 год

(в тек. ценах)

Объем

вложений на

2026- и посл. годы

(в тек. ценах)

Ответственный исполнитель
Местный бюджет Другие средства Местный бюджет Другие средства Местный бюджет Другие средства Местный бюджет Другие средства Местный бюджет Другие средства
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1. Экологическое образование, просвещение и пропаганда.
1. Организовать работу по экологическому образованию по цепочке "детский сад – школа". Организовать оснащение школьных кабинетов и обучение персонала воспитателей и преподавателей. Постоянно. Муниципальная служба (МС) образования,  природоохраны.
2.Организовать экологическое просвещение и пропаганду населения через СМИ, библиотеки в основном с использованием материалов о состоянии природной среды в регионе. Постоянно. МС образования, культуры, природоохраны.
2. Рациональное использование, восстановление и охрана земельных ресурсов.
1.Провести обследование современного состояния территорий муниципального образования (МО), составить с использованием современных геоинформационных технологий  карту землепользований, определить участки, не имеющие собственника, эксплуатирующей организации, ответственной службы. 2018-2019 МС, земельная, природоохранная, градостроительная.
2. Закрепить за каждым «бесхозным» земельным участком эксплуатирующую организацию, ответственную службу. Все «свободные» земельные участки предложить на льготных условиях для хозяйственного использования. 2018-2019 Глава муниципального образования (МО).
3. Организовать определение геохимического состояния земель методом разового экспертного обследования или сплошной геохимической съёмки. 2018-? МС, земельная, природоохранная.
4. Организовать санитарную очистку территорий МО. 2018-2025 Глава МО.
5. Организовать рекультивацию нарушенных и загрязнённых земель. Все территории (имеющие собственника, эксплуатирующую организацию, ответственную службу) не занятые постройками, твёрдым покрытиям должны быть озеленены (минимум засеяны травой). 2018-? Глава М.О., муниципальная земельная, природоохранная службы.
3. Рациональное использование, восстановление и охрана водных ресурсов.
1. Построить, реконструировать, отремонтировать канализационные очистные сооружения (КОС) для обеспечения очистки канализационных стоков до требований норм. 2018-? МС, коммунальная, градостроительная, природоохранная.
2. Всем промышленным и сельскохозяйственным предприятиям построить, реконструировать, отремонтировать канализационные очистные сооружения (КОС) для обеспечения очистки канализационных стоков до требований норм. 2018-? Предприятия. МС, природоохранная.
3. Построить, реконструировать, отремонтировать ливневые очистные сооружения (ЛОС) для обеспечения очистки ливневых стоков до требований норм. (На первом этапе пруды отстойники, поля аэрации.) 2018-? МС, коммунальная, градостроительная, природоохранная.
4. Исключить загрязнение водных объектов во время навигации, погрузке, разгрузке, заправке, ремонта судов (в том числе и маломерных). Постоянно Предприятия. МС, природоохранная.
5. Минимизировать загрязнение водных объектов при авариях на трубопроводах. Предусмотреть комплекс мероприятий по предотвращению  и ликвидации последствий аварий (пруды уловители в ложбинах стока, боновые заграждения, группы быстрого реагирования,…). Постоянно Предприятия. МС, природоохранная, земельная.
6. Остановить процесс образования оврагов. Для этого провести обследование современного состояния оврагов, выявить места потенциально опасные для их оврагов. Постоянно Предприятия. МС, природоохранная, земельная.
7. Провести обследование современного состояния водных объектов (в том числе действующих, размытых прудов и небольших водохранилищ). 2018-2020 МС, природо -охранная, земельная.
8. Составить реестр всех действующих и заиленных родников, выходов грунтовых вод. 2018-2020 МС, природо- охранная, сельскохозяйственная.
9.  Выявить все места потенциально пригодные для строительства прудов и небольших водохранилищ. 2018-2020 МС, природо -охранная, сельскохозяйственная.
10. Составить с использованием современных геоинформационных технологий  карту  водных объектов, родников, мест пригодных для строительства новых прудов. 2019-2020 МС, природо- охранная, сельскохозяйственная,   земельная.
11. Организовать эксплуатацию, восстановление, строительство прудов и небольших водохранилищ.

Участки для строительства, восстановления прудов и небольших водохранилищ предоставлять на льготных условиях.

Постоянно МС, природо -охранная, зе -мельная, сель -скохозяйственная, градостроительная.
12. Провести очистку, восстановление, обустройство всех родников и выходов грунтовых вод. Организовать их содержание и охрану. Постоянно МС, природо- охранная, зе -мельная, коммунальная, сельскохозяйственная.
13. Организовать очистку заиленных русел рек методом восстановления древнего русла, омутов, родников, а не организацией новых русел. Постоянно МС, природо охранная, земельная, сельскохозяйственная.
14. Организовать очистку содержание и охрану водоохранной зоны водных объектов, мест массового отдыха граждан. Постоянно МС, природо охранная, зе мельная, коммунальная.
4. Охрана воздушного бассейна.
1. Составить перечень предприятий – загрязнителей, ранжировать их по степени опасности. 2018 МС  природо охраны.
2. При возможности, перевести котельные, электростанции на более экологически чистое топливо. 2018-2025 Предприятия. МС, природо охранная, коммунальная.
3. На всех котельных, электростанциях, предприятиях, установить газоочистные и пылеулавливающие устройства, другое технологическое оборудование обеспечивающие нормативную очистку выбросов в атмосферу. 2018-? Предприятия. Муниципальная природо охранная, коммунальная службы.
4. Организация грамотной эксплуатации автомобилей. Постоянно Предприятия. МС природоохраны, ГИБДД.
5. Организация дорожного движения, борьба с «дорожными пробками», совершенствования работы транспорта общего пользования. Постоянно МС, коммуна льная, градостроительная, природоохранная, ГИБДД.
6. Контроль над качеством топлива. Предприятия. МС, природоохраны.
7. Организация эксплуатации тепловозов, речных и воздушных судов.  (Муниципальный уровень там, где пункты базирования находятся в МО, и нет областных и федеральных органов управления и контроля.) Постоянно Предприятия. Муниципальная природо охранная служба.
8.Организовать работу по наблюдению за фоновым загрязнением атмосферного воздуха на территории МС. Муниципальная природо охранная служба.
9. Не допускать накопление пыли и песка на проезжих частях дорог с твёрдым покрытием. Постоянно МС, коммуна льная, природоохранная, ГИБДД.
10. Создание санитарно - защитных зон предприятий. 2018-2020 МС, природо охранная, градостроительная, земельная.
5. Озеленение города, создание системы парков и скверов.
1. Организовать содержание существующих зелёных насаждений. Постоянно МС, природо охранная, коммунальная.
2. Провести инвентаризацию современного состояния зелёных насаждений, определить их подведомственность, в том числе статус, площадь городских лесов, составить с использованием современных геоинформационных технологий  карту зелёных насаждений. 2018-2020 Муницпиальная природоохранная, коммунальная службы.
3. Организовать проведение лесоустройства городских лесов. 2021-2025 МС, природо охранная, коммунальная.
4. Организовать обустройство и содержание городских лесов. Постоянно МС, природо охранная, коммунальная.
5. Организовать реконструкцию существующих и создание новых зелёных насаждений. Постоянно МС, природоохран ная, коммунальная, градостроительная.
6. Организовать исполнение градостроительных норм по обеспечению нормативного уровня создания зелёных насаждений при строительстве, ремонте и эксплуатации жилых, общественных и промышленных объектов. Постоянно МС, градостро ительная, коммунальная, прирдоохранная.
6. Обеспечение безопасности населения от воздействия физических полей.
1. Организовать инвентаризацию источников электромагнитного излучения, изучение состояния электромагнитных полей методом экспертных замеров или сплошной электромагнитной съёмки. Составить с использованием современных геоинформационных технологий  карту источников и полей излучения. 2018-? Муниципальная природо охранная служба.
2. В случае обнаружения превышений нормативного уровня излучения, обязать владельцев источников излучений привести уровень излучения к норме. Постоянно Муниципальная природо охранная служба.
3. Организовать инвентаризацию источников радиации, изучение состояния радиационного фона (в том числе и радонового) методом экспертных замеров или сплошной радиационной съёмки. Составить с использованием современных геоинформационных технологий  карту источников и полей радиационного загрязнения. 2018-? Муниципальная природо охранная служба.
4. В случае обнаружения превышений нормативного уровня радиации принять меры для её ликвидации. Постоянно МС, природо охранная.
5. Организовать инвентаризацию источников шума превышающего в жилых домах норму, методом экспертных замеров или сплошной шумовой съёмки. Составить с использованием современных геоинформационных технологий  карту шумового загрязнения. 2018-? Муниципальная природо охранная служба.
6.  В случае обнаружения превышений нормативного уровня шума принять меры для её ликвидации. Постоянно МС, природо охранная, коммунальная.
7. Организовать разработку радиационно-гигиенического паспорта муниципального образования. 2018-? МС, природо охранная.
7. Отходы производства и потребления.
1. Организовать работу по уточнению (переработке, разработке) схемы обращения с отходами МО (в том числе и для вывоза и складирования снега). 2018-? МС, градостроительная, природоохранная коммунальная.
2. Организовать реконструкцию (расширение, строительство) объектов (полигонов) размещения, утилизации, переработки, отходов всех (1-V) классов опасности. (или участвовать в межмуниципальной, межобластной  программе) 2018-? МС, градостроительная, природоохранная, коммунальная.
3. Организовать реконструкцию (расширение, строительство) объектов (полигонов) для утилизации, переработки биологических отходов. (или участвовать в межмуниципальной, межобластной программе) 2018-? МС, градостроительная, природоохранная, коммунальная.
4. Организовать реконструкцию (расширение, строительство) объектов для утилизации, переработки отходов лечебно-профилактических учреждений (или участвовать в межмуниципальной, межобластной программе). 2018-? МС, градостро ительная, приодоохранная, коммунальная, здравоохранительная.
5. Организовать реконструкцию (расширение, строительство) установок  для сбора, утилизации и переработки:

- ртутных ламп,

- медицинских отходов,

- кислот,

- аккумуляторов,

- отработанных технических жидкостей и масел,

- замазученный грунт,

- стекла,

- пластмасс и полимеров,

- автомобильных шин,

- картона и бумаги,

- другое

(или участвовать в межмуниципальной, межобластной  программе).

2018-? МС, градостро ительная, природоохранная, коммунальная.
6. Организовать создание системы селективного сбора ТКО: 2018-? Глава МО.
6а. В качестве альтернативы установке контейнеров для селективного сбора ТКО в жилых микрорайонах можно рассматривать создание сети комплексных приемных пунктов для сбора вторичного сырья. 2018-? Глава МО.
7. Организовать автоматизированную систему учёта перевозки отходов от мест образования до мест размещения, утилизации, переработки с целью недопущения образования не санкционированных свалок. 2018-? Муниципальная, коммунальная, природоохранная, службы.
8. Организовать (при необходимости) создание сети мусороперегрузочных станций, применение компакторов (прессование отходов). 2018-? МС, коммуна льная, природоохранная.
9. Создать условия для развития производств по переработке отходов и вторичного сырья (или участвовать в межмуниципальной, межобластной  программе). Постоянно Глава МО.
10. Организовать обследование территории МО, выявить все несанкционированные места размещения отходов, Составить с использованием современных геоинформационных технологий  карту расположения несанкционированных мест размещения отходов. 2018-2019 Муниципальная земельная, природоохранная коммунальная службы.
11. Организовать ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов и их рекультивацию. 2018-2025 МС, земельная, природоохранная ком мунальная.
12. Организовать  строительство полигона для хранения иловых осадков канализационных очистных сооружений для того, чтобы через 2-3 года использовать их в качестве высокоэффективного удобрения при озеленении населённого пунктах. 2018-? Муниципальная природо охранная коммунальная службы.
13. Организовать, с использованием всех муниципальных служб, СМИ, пропаганду и экологическое образование, ориентированное на рациональное природопользование, безопасное обращение с отходами, необходимость селективного сбора и переработки отходов. Постоянно Глава МО.
Всего
Итого: местный бюджет
другие средства