28 июля, 2017

Так кто же сбрасывает в реку не совсем очищенные стоки: город Орёл, сахарный завод, посёлок Отрадинский или комплекс КРС?

Автор: Владимир Браташов

28.07.2017г. Утром с Денисом выехали на очистные сооружения города Орёл. Управление экологической безопасности области согласовали мою поездку, но произошёл сбой. Меня не пустили на объект без согласования с руководством водоканала, а руководитель уехал в администрацию. Я понимаю, они не представляли мой экспедиционный режим и полагали, что я зайду к начальнику, поговорим, и вообще времени у меня много. Дежурный технолог на себя ответственность не взяла, и её я тоже понимаю, к тому же у неё сегодня юбилей, а тут я со своими вопросами. Пока мы по телефону искали начальство,  и экологи связывались с коммунальщиками, я «разговорил» технолога. Я по честному предупредил, что немного разбираюсь в технологии очистки, но, вероятно, она не совсем поняла на сколько разбираюсь и практически мне стало всё понятно. Не понятно только чего боятся, зачем создавать миф о «режимном объекте», нарушать минимум два закона.

Предварительный вывод: 1. Очистные сооружения работают и миф о постоянных сбросах без очистки не подтверждается. Но нормативный уровень очистки не обеспечивается. Биологическое потребление кислорода в очищенной воде на много выше нормы – это плохо, надо службам разобраться и наметить программу устранения.

2.Постоянные запахи, на которые жаловались дачники, вероятно, потому что на очистных нет минерализатора. Складирование твёрдых осадков производится рядом с очистными сооружениями, на хорошо обустроенном полигоне, надо бы подыскать и обустроить полигон подальше от посёлков. (ф-3525,26)

3. Общее впечатление о внешнем виде территории удовлетворительное. Вокруг даже трава покошена. Но вид вывески наводит на мысль, что «театр начинается с раздевалки». Неужели нет денег на нормальную вывеску, а, может быть, там и внутри всё так запущено……? (ф-3522,23)

Общие мысли по поводу: Вспоминаю то, что я видел в Германии и Швеции. На очистных сооружениях в доступном месте красочный стенд с технологической схемой очистки, параметры состояния очищенной воды и другая информирующая и успокаивающая информация для граждан. Специальный человек в любое время готов рассказать и показать гражданам как работают сооружения и никакого одобрения начальника не надо, это включено в правила. Так и хочется спросить: ребята вы от кого и что прячете? Может быть, если бы велась активная разъяснительная работа, то не было бы по берегам реки столько слухов о вашей плохой работе. Ни один человек доброго слова не сказал, все с кем говорил, убеждены, что вы ночью сбрасываете стоки без очистки.

Вспоминаю, как мне в 90-е годы пришлось вникнуть в работу водоочистных и очистных сооружений с экспертами. Оказалось, что там грубо нарушалась технология очистки, задвижки регулирующие подачу воды, стоков, воздуха почти не работали. Технологический режим соблюсти было невозможно. А перед этим нас убеждали, что ничего сделать невозможно….

Посоветовавшись, мы решили, что ждать смысла нет и поехали на сахарный завод в Отрадинском. Собственно, очистных сооружений нет, есть обширные поля фильтрации. Мы проехали везде, где можно проехать. За десятилетия накопилось гигантское количество грунта и «поля» превратились в гигантскую плоскую пирамиду, в которой стоки постепенно перетекают из центрального самого высокого поля вниз. И только тогда, после применения специальных микробов и после проверки, воду спускают в реку. И только здесь поняли, что завод сейчас не работает. Стоп: а откуда тогда пена по реке? (ф-3531-39)

Машинально посмотрел на телефон и обнаружил два не принятых звонка. Набираю. Это управление ЖКХ области по поводу моего посещения КОС. Вежливо поблагодарил за участие, но мы уже далеко отъехали, в общем мне почти всё понятно, нет смысла возвращаться.

На заводе нас встретили приветливо. Нашли ответственного за очистку инженера Ковалевского Владимира Николаевича. Он профессионально доказал нам, что завод сейчас ничего не сбрасывает и, что после 2014 года после аварийного сброса сахара они учли все недостатки и строго следят за технологическими режимами.

- А куда стоки с конторы деваете? – спрашиваю я.

- В поселковую канализацию – отвечает он.

-А где поселковые КОС?

-А их нет. Есть старые наши несколько карт ближе к Оке, туда и сливают.

- А кто эксплуатирует, вы?

- Нет. Есть смотритель, бабушка 78 лет, которая раньше у нас работала.

Поехали на поселковые карты фильтрации. По космоснимку видны заросшие карты, но никаких следов проезда или тропинки не нашли. (ф-3540-42)

Разбираться, смысла нет. Очевидно, что посёлок численностью боле трёх тысяч человек не имеет очистных сооружений. Вероятно, разобраться в этом должны областные и федеральные службы и наметить планы по строительству нормальных КОС для посёлка. Кроме того, напротив завода, через речку лисица, расположен большой комплекс крупного рогатого скота, оттуда тоже не достаточно чистые стоки могут попадать в речку.

Нам пора продолжить путь. Спускать катер на воду решили в деревне Карандаково. Это выше от слияния с рекой Зуша 13 километров.

Спуск был лёгким, а сплав тяжелым. Все перекаты легко проходимые для надувной лодки оказались труднопроходимыми для катера. В общем, к слиянию пришли в сумерках. (3544, 45,47)