4 мая, 2018

Современное состояние р. Москва от истока до устья.

Автор: Владимир Браташов

Немного о Дайвинг центре «Сычики».

04.05.2018г.  Ночевали снова в Дайвинг центре «Сычики». Комфортные условия, которые создал для нас хозяин базы Абсаттаров Булат Хабибрахманович немного расслабляют. Булат уникальный человек. Это по его инициативе и в основном его усилиями был установлен памятный камень на самой высокой точке Московской области – Замри Горе. Это он из заброшенного карьера, изуродованного и захламлённого берега сделал прекрасную базу отдыха и базу дайвинга. Вода в озере чистая, на дне действующие родники. На космоснимках озеро выглядит голубым, поэтому и получило название Голубое. На бузе есть гостиница с канализацией, горячей водой, баня, всевозможные вспомогательные постройки. Что особенно меня порадовало, так это то, что на улице установлены канализационные очистные сооружения из серии «Топаз». Я спросил у Булата, а есть ли подобные очистные сооружения в соседних домах из деревни Новые Сычики и в дачных домах?. Он таких не видел. Я не поленился и пошёл посмотреть самый «крутой» коттедж. Нет никакой очистки. За территорию выходит труба и дальше по канавке сток вниз, постепенно фильтруясь в грунт. (ф-4359, 60, 79-82)

Кто-то может возразить, мол раньше в деревнях больше людей жили, никаких очистных сооружений не было, а вода в реках была чистой. Это верно, но раньше не было столько нефтепродуктов, химикатов, моющих средств и т.п. А поэтому пора делать в каждом доме, стоящем в водоохранной зоне, локальные очистные сооружения.

Продолжаем обследовать реку Москва.

Южный берег озера Михалёвское чистый и глубокий, но берега заросли камышом. Вероятно, в прошлом здесь был водозабор. Воду качали на карьер для промывки гравия. (ф-4386-88)

За деревней Дурыкино асфальт заканчивается. На север, через реку идёт грунтовая дорога, отсыпанная песчано-гравийной смесью. Через реку построен большой мост в виде полукруга, долина покрыта лугами, по которым проходят старые мелиоративные канавы. (ф-4389-93)

На северо-запад по левому берегу идёт узкая грунтовая дорога, отсыпанная тоже песчано-гравийной смесью. Через 1,4 километра пересекаем реку Безерку, левый приток реки Москва. Справа в 150 метрах слияние с р. Москва. Отсюда долина и пойма реки покрыты лесам. Здесь хозяйничают бобры. (ф-4394-4400)

Дорога уходит в сторону от реки. В районе урочища Крюково идём посмотреть состояние реки. Типичная лесная река. (ф-4401-03)

Пересекаем границу Смоленской области. На месте деревни Лаврихино и полей вокруг неё организовано четыре садово-огороднических товарищества. Река здесь имеет пойму, покрытую частично лугами. Заметно подтопление от ниже расположенного водохранилища. (ф-4404-07)

Дальше северного дачного посёлка, расположенного у начала водохранилища, дороги нет.  (ф-4408,09)

Возвращаемся на правый берег. Деревня Юрятино выглядит прилично, но работы здесь нет. Живут подсобным хозяйством и заработками на стороне. Вышедший нам на встречу мужчина, ремонтирует бытовую технику по всему району. Нас принял за комиссию и вышел жаловаться на большие самосвалы с песком, разбивающие дорогу. (ф-4412-15)

Ближайшая к верховью водохранилища деревня Максимовка заселена дачниками. Зимой тут никто не живёт, нормального проезда к реке нет. (ф-4416-18)

По грунтовой дороге иногда встречаются большие самосвалы с песком. Как выяснилось грунт отсюда возят в разные места вплоть до Москвы. Первый карьер расположен ниже водохранилища на левом берегу. Решили проехать сначала туда и посмотреть возможную дорогу по левому берегу к дачам, где недавно были. Мост через реку временный из двух труб. Судя по кладбищу, в прошлом здесь была деревня. В карьере работал экскаватор и камнедробилка. (ф-4421-27)

Вверх по левому берегу слегка натоптанная дорога. Проезжаем метров 800. Дальше никто не ездил. Грунт слабый. Опасно. Возвращаемся обратно. Через 100 метров к берегу идёт просека. И тут случилось не предвиденное. Такое впечатление, что отключились все инстинкты самосохранения. Я поворачиваю на эту изрытую кабанами просеку и еду метров 50. В 30 метрах от берега останавливаюсь и идём смотреть водохранилище. (ф-4430)

Налетел шквалистый ветер, гроза, пятиминутный ливень залил всё водой. Почва глинистая. Колёса быстро сделали небольшую канавку и скользили по ней как по маслу. Стало ясно, что мы не выедем. Надо поднимать машину домкратом, выкладывать дорогу ветками и засыпать обнаруженным рядом мелким гравием. Владислав начал присматривать место для палатки. Светлого времени оставалось часа полтора. Ночлег не избежен. Я решил сходить на карьер. По дороге вспоминаю старую поговорку: «Чем круче вездеход, тем дальше идти за трактором». Там оказался ещё и погрузчик похожий на наш «Кировец». Тракторист быстро все понял.

- Ща сделаем.

До просеки доехали без проблем, а на просеке прошли метров 25 и точно так же застряли.

Тракторист позвонил экскаваторщику и тот на этой гусеничной махине поехал к нам. Честно сказать, я переживал, но всё обошлось. Экскаватор ковшом с помощью гидравлики вытащил трактор, нашу машину, а потом заровнял дорогу.

По дороге на базу я проанализировал случившееся. Было допущено четыре ошибки подряд. Старею. Навыки, полученные за многолетнюю экспедиционную жизнь забываются….