7 июня, 2017

Продолжаем обследовать современное состояние Оки.

Автор: Владимир Браташов

07.06.2017 г.  Утром к нам подъехал Денис, из областной охотинспекции. Он орнитолог, хочет побыть день с нами понаблюдать за птицами. Деревня Новый хутор вполне жилая, расположена на левом берегу.  Примерно половина улицы покрыта асфальтом, у дома Сергея установлен телефон автомат. (ф-2864,65)

На правом берегу заброшенная ферма, к которой из деревни идёт дорога. Через реку построен большой бетонный мост. Пойма реки заросла камышом, ивой. Чуть ниже нахожу небольшую плотину построенную бобрами. (ф-2860,62,59)

В 400-х метрах от моста правый приток река Очка. Визуально количество воды в реках не отличается, но по длине она примерно в 1, 5 раза длиннее. Теоретически она должна быть Окой. (ф-52-55)

На правом берегу, напротив деревни, большой овраг с элементами современного размывания. Вершина оврага подошла к полю и если не остановить, начнёт размывать поле. (63,69,74)

Долина реки в этом месте широкая с пологими склонами. Иногда встречаются крутые склоны, как на этом овраге. Внизу оврага по склону везде сочится вода, но явных родников в траве не нашёл.(ф-70-73)

В северной части деревни ручей слева затоплен водой. Не проехать. После впадения правого притока реки Литобеж начинается шестой пруд. На берегу рыбак ловит рыбу. (ф-77,78)

На левом притоке два пруда образованных земляной плотиной, есть течение воды через водопропуск. На берегу стоят кресла для рыбалки. Не в первый раз в прудах вижу сухие деревья и пни. Почему-то подумалось, что если бы деньги потратили не на указатели водоохранной зоны, а на вытаскивание пней и деревьев, то пользы было бы больше. (ф-79-81)

В южной части деревни Тагино впервые замечаем небольшую свалку мусора. (ф-82)

Через реку построен мост, в половодье он явно затопляется (ф-86,88-90)

На ручье слева построен большой пруд, по плотине грунтовая дорога. (ф-83-85)

В долине реки иногда люди делают огороды. (91)

Через левый приток речку Бударин построен бетонный мост. В центральной части деревни Тагино цивилизация. Делают ямочный ремонт асфальтированной дороги. Есть магазин. Через Оку построен бетонный мост. А в северной части дороги грунтовые, но на улице покошена трава, чисто. (ф-98,99,2902)

В северной части деревни Село два пруда. В нижнем пруду вода наполовину спущена. Подошёл пожилой мужчина. Познакомились, имя не запомнил, назовём условно Виктором. Он единственный постоянный житель деревни. Пруды, как утверждает он, построил сам. Разводит рыбу для себя. Жалеет, что запустил щуку, теперь никак не выведет. Она уничтожает другую рыбу. Воду спустил, чтобы карась подрос  и к берегу по грязи трудно подойти браконьерам. Говорит, что приезжают наглые и безжалостно ловят много. Борется с такими. (ф- 05,06)

Скажите мне, чего плохого есть в том, что он эксплуатирует эти пруды, кормит себя и знакомых. Ведь всё равно пропадает пойма. Строгие «блюстители закона» сейчас скажут мне, что это нарушение закона, платить арендную плату  надо,  и т.д. и т. п.  И это я слышу десятки лет, а деревни вымирают, поймы рек зарастают и заболачиваются. Думаю, что ситуация такая, что надо бесплатно раздать всё что можно ещё восстановить и использовать. Да, это существенно не увеличит производительность труда и производство продуктов, но поддержит оставшееся на селе население вынужденное жить на мизерную пенсию и маленькую зарплату.

Через Оку переезжаем по построенному Виктором мосту. А из деревни Захаровка в д. Шейка пешеходный переход.(ф-08-11,13,14)

Северная часть Захаровки не жилая, всё заросло травой и деревьями, но какой то юморист повесил дорожные знаки. (ф-15-19)

В южной части села Богородское большой бетонный мост, русло реки более 5 метров ширины, по берегам деревья, на окраине заброшенный ветродвигатель советских времён. Ночевать устроились за селом на берегу пруда.

На плотине видим человека, он направляется к нам. Это оказался мальчик лет 12-14. Спросил, что мы собираемся делать, не рыбачить ли? После нашего заверения, что мы собираемся тут спать, произнёс: «а то приезжают и электроудочкой рыбу уничтожают». Мы поразились его самоотверженности и смелости. (ф-22-24,26)